Год назад Юрий Петрович приезжал в Ярославль ("Северный край" рассказывал о его впечатлениях от этой поездки) - принимал участие в открытии 12-го Волковского фестиваля ("Юрий Любимов приехал в Ярославль"), побывал в Данилове, где жил его дед и куда Юру Любимова привозили на лето ("Данилов любит Любимова").
На страницах газеты мы не раз подробно рассказывали о творчестве Мастера ("Неправильный патриарх"), об истоках и последствиях конфликта, из-за которого он был вынужден оставить театр на Таганке ("Поддержим Юрия Петровича Любимова!").
Биография Юрия Петровича тесно связана не только с историей театра, но и с историей страны в ХХ веке. Вот как к 60-летию Учителя его биографию пересказал Владимир Высоцкий:
Ах, как тебе родиться подфартило -
Почти одновременно со страной!
Ты прожил с нею все, что с нею было.
Скажи еще спасибо, что живой.
В шестнадцать лет читал ты речь Олеши,
Ты в двадцать встретил год тридцать седьмой.
Теперь "иных уж нет, а те - далече"...
Скажи еще спасибо, что живой!
Служил ты под началом полотера.
Скажи, на сердце руку положив,
Ведь знай Лаврентий Палыч - вот умора! -
Кем станешь ты, остался бы ты жив?
А нынче - в драках выдублена шкура,
Протравлена до нервов суетой.
Сказал бы Николай Робертыч: "Юра,
Скажи еще спасибо, что живой!"
Хоть ты дождался первенца не рано,
Но уберег от раны ножевой.
Твой "Добрый человек из Сезуана"
Живет еще. Спасибо, что живой.
Зачем гадать цыгану на ладонях,
Он сам хозяин над своей судьбой.
Скачи, цыган, на "Деревянных конях",
Гони коней! Спасибо, что живой.
"Быть иль не быть?" мы зря не помарали.
Конечно - быть, но только начеку.
Вы помните: конструкции упали? -
Но живы все, спасибо Дупаку.
"Марата" нет - его создатель странен,
За "Турандот" Пекин поднимет вой.
Можайся, брат, - твой "Кузькин" трижды ранен,
И все-таки спасибо, что живой.
Любовь, Надежда, Зина - тоже штучка! -
Вся труппа на подбор, одна к одной!
И мать их - Софья-золотая ручка...
Скажи еще спасибо, что живой!
Одни в машинах, несмотря на цены, -
Им, пьющим, лучше б транспорт гужевой.
Подумаешь, один упал со сцены -
Скажи еще спасибо, что живой!
Не раз, не два грозили снять с работы,
Зажали праздник полувековой...
Тринадцать лет театра, как зачеты -
Один за три. Спасибо, что живой.
Что шестьдесят при медицине этой!
Тьфу, тьфу, не сглазить! Только вот седой.
По временам на седину не сетуй,
Скажи еще спасибо, что живой!
Позвал Милан, не опасаясь риска, -
И понеслась! (Живем-то однова!)...
Теперь - Париж, и близко Сан-Франциско,
И даже - не поверите! - Москва!
Париж к Таганке десять лет пристрастен,
Француз театр путает с тюрьмой.
Не огорчайся, что не едет "Мастер", -
Скажи еще мерси, что он живой!
Лиха беда - настырна и глазаста -
Устанет ли кружить над головой?
Тебе когда-то перевалит за сто -
И мы споем: "Спасибо, что живой!"
Пей, атаман, - здоровье позволяет,
Пей, куренной, когда-то Кошевой!
Таганское казачество желает
Добра тебе! Спасибо, что живой!
В прозе те же самые события выглядят так:
Юрий Любимов родился 30 (19 по старому стилю) сентября 1917 года в городе Ярославле. Его отец работал в одной из торговых фирм, мать, получив педагогическое образование, стала учительницей. В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий мать и отец некоторое время находились под арестом. Выходцу из непролетарской семьи, юноше пришлось бросить школу и поступить в электромеханический техникум. Одновременно он занимался в хореографической студии.
В 1934 году Юрий Любимов поступил в Студию МХАТ II, на сцене театра он сыграл свою первую роль (спектакль "Мольба о жизни" Дюваля), а в 1936 году был принят в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова. После окончания студии он начал работать в этом же театре, но вскоре был призван в армию. С 1941 по 1946 год служил артистом Ансамбля песни и пляски НКВД.
После демобилизации Любимов вернулся в театр имени Вахтангова и с 1946 по 1964 год был ведущим артистом этого театра. На его сцене он сыграл более 30 ролей: Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Шубин ("Накануне"), Крис ("Все мои сыновья"), Сирано ("Сирано де Бержерак"), Тятин ("Егор Булычев и другие"), Бенедикт ("Много шума из ничего"), Валентин ("Два веронца"), Треплев ("Чайка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Моцарт ("Маленькие трагедии"). Первый режиссерский опыт Юрия Любимова относится к 1959 году, когда он поставил пьесу Александра Галича "Много ли человеку надо" на сцене Театра им. Вахтангова.
Дебют Юрия Любимова в кино состоялся в 1941 году в фильме "Цветные новеллы" режиссера Александра Мачерета. Всего же актер снялся в 18 фильмах и трех фильмах-спектаклях, в том числе в лентах "Дни и ночи" (1945), "Беспокойное хозяйство" (1946), "Робинзон Крузо" (1947), "Кубанские казаки" (1950), "Три встречи" (1950), "Белинский" (1953), "На подмостках сцены" (1956), "Много шума из ничего" (фильм спектакль, 1956), "Человек с планеты Земля" (1959), "Каин XVIII" (1963) и др.
Будучи с 1953 года преподавателем Театрального училища имени Б. Щукина, Любимов силами студентов поставил спектакль "Добрый человек из Сезуана" Бертольда Брехта, который стал началом истории легендарного Театра на Таганке. Ядро труппы составили студенты, игравшие в этом спектакле, а Юрий Любимов стал его художественным руководителем и режиссером. В Театре на Таганке он поставил около 50 спектаклей, среди которых "Гамлет", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Борис Годунов", "Шарашка", "Электра", "Самоубийца", "Медея", "Хроники В. Шекспира", "Евгений Онегин" и др.
Он поставил несколько драматических спектаклей и за рубежом: "Десять дней, которые потрясли мир" по книге Джона Рида (1975, Гавана, Куба), "Преступление и наказание" по Федору Достоевскому (1978, Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия), "Обмен" по Юрию Трифонову (1979, Театр Сиглигеты, Сольнок, Венгрия), "Трехгрошовая опера" по Бертольду Брехту (1981, Национальный театр, Будапешт) и др.
В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. Этому решению властей предшествовало годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектаклей "Владимир Высоцкий", "Борис Годунов", запрет репетиций "Театрального романа". Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать; он ставил спектакли "Преступление и наказание" Достоевского (удостоен высших театральных премий, в том числе Премии Иозефа Кайнца в Австрии), "Бесы" по роману Достоевского в лондонском театре Альмида, "Пир во время чумы" и "Мастер и Маргарита" в стокгольмском Королевском драматическом театре.
На тот же период приходится ряд самых престижных премий Юрия Любимова в области оперного искусства: он неоднократно признавался лучшим оперным режиссером в Италии, Германии, Англии, Швейцарии. Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Среди оперных постановок Юрия Любимова - "Дон Джованни" Моцарта (Будапештская опера), "Четыре грубияна" Вольфа Феррари (Мюнхен), "Лулу" Берга (Турин), "Саламбо" Мусоргского (Неаполь, театр Сан Карло и Париж, Гранд Опера), "Енуфа" Яначека (Оперный театр Цюриха, Швейцария, и театр Ковент Гарден, Лондон) и др.
23 мая 1989 года Юрию Любимову вернули советское гражданство, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей вновь появилось на афишах Таганки. После возвращения в страну им были поставлены спектакли "Пир во время чумы" (по "Маленьким трагедиям" Пушкина), "Самоубийца" по Эрдману, "Электра" по Софоклу, "Живаго (Доктор)" по Пастернаку, "Медея Еврипида" по Еврипиду, "Подросток" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому, "Марат Сад" по Вайсу, "Шарашка" по Солженицыну, "Хроники" по трагедиям Шекспира, "Евгений Онегин" по роману Пушкина, а к 35-летию Театра на Таганке был восстановлен спектакль "Добрый человек из Сезуана". В мае 2011 года состоялась премьера спектакля "Маски и души".
Одновременно режиссер продолжал работу за рубежом. Ставил спектакли "Подросток" по Федору Достоевскому и "Комедианты" по Александру Островскому в хельсинкском Национальном театре; "Чайку" по Антону Чехову и "Кредиторов" по Августу Стриндбергу в афинском театре Дионисия; "Птиц" (по фрагментам пьесы Аристофана, Театральный фестиваль в Дельфах); "Вишневый сад" по Антону Чехову (театр Кати Дандулаки, Афины). Создавал оперные постановки - "Леди Макбет Мценского уезда" на музыку Дмитрия Шостаковича (Штатсопер, Гамбург); "Пиковая дама" Петра Чайковского (Штатсопер, Карлсруэ; Штатсопер, Бонн); "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева (Штатсопер, Мюнхен); "Набукко" Джузеппе Верди (Штатсопер, Бонн).
В июне 2011 года на гастролях Таганки в Чехии последовал конфликт режиссера и труппы, которая потребовала выплаты денег перед публичной репетицией. После этого Любимов заявил, что покидает театр. С 16 июля 2011 года приказом Департамента культуры Москвы Юрий Любимов был освобожден от должностей художественного руководителя и директора Театра на Таганке.
29 марта 2012 года в Театре им. Вахтангова в Москве состоялась премьера спектакля Юрия Любимова "Бесы" по одноименному произведению Федора Достоевского. В апреле 2012 года режиссер подписал договор о сотрудничестве с Большим театром, где он осуществляет постановку оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Премьера намечена на 16 декабря 2012 года.
За свои постановки Юрий Любимов был удостоен множества высших наград и премий - как российских, так и зарубежных. Он - лауреат Государственной премии СССР (1952), Государственной премии России (1997), Международной театральной премии им. К.С. Станиславского за вклад в мировое театральное искусство (2003) и многих других. Среди государственных наград режиссера - орден Трудового Красного Знамени (1977), орден Великой Отечественной войны II степени (1996), ордена "За заслуги перед Отечеством" III (1997) и II (2007) степени, медали.
Спасибо, что живой!